МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, реализующая  основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляющее присмотр и уход за детьми.

Численность детей в дошкольных образовательных организациях в процентах от численности детей соответствующего возраста определяется как отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте 1-6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в школе.

Общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Виды общеобразовательных учреждений: начальные, основные, средние полные общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии. Общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и представляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.

Лицей – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего профессионального образования.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду.

Сменность работы школ. Показатели об уровне сменности школ выражаются удельным весом школ, работающих в одну, две, три смены, а также удельным весом численности учащихся, занимающихся в первой, второй, третьей сменах (выражается в процентах). Расчет сменности школ проводится по начальным, основным и средним (полным) школам, т.е. без школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением.

К учащимся дневных общеобразовательных учреждений отнесены лица, обучающиеся в начальных, основных и средних (полных) учреждениях, а также обучающиеся в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением.

Учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением работают на основе специальных программно-методических рекомендаций по осуществлению коррекционно-воспитательной работы и специальных образовательных программ.

Негосударственное общеобразовательное учреждение – учебное заведение, которое не находится в ведении какого-либо государственного органа, независимо от того, финансируется такими органами или нет. Негосударственное общеобразовательное учреждение может получать и не получать финансовую поддержку от государственных органов.

Учреждения начального профессионального образованияпрофессиональные училища, лицеи и другие образовательные учреждения данного уровня. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.

Численность учащихся учреждений начального профессионального образования на 10000 человек населения определяется как отношение численности учащихся на конец отчетного (календарного) года к численности населения на соответствующую дату.

Образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) – учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее образовательные программы высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства и другие структурные подразделения. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт.

Формы получения среднего профессионального и высшего профессионального образования – образовательные программы среднего и высшего профессионального образования могут осваиваться в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната.

Численность студентов образовательных учреждений профессионального образования – численность обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В статистической отчетности данные о численности студентов приводятся по полу, возрасту, специальностям, формам обучения. В общую численность студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования не включены иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации (за исключением граждан стран СНГ и Балтии, принятых на условиях общего приема).

Иностранные граждане – студенты, не являющиеся постоянными жителями России.

Прием в учреждения профессионального образования – показатель численности лиц, принятых на обучение в данном учебном году. Осуществляется в соответствии с утвержденными правилами. В число принятых не включают второгодников и лиц, восстановленных на обучение.

Конкурс в учреждения профессионального образования. Прием в учреждения высшего и среднего профессионального образования производится по заявлению граждан на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации). При анализе результатов приема используется показатель «число заявлений о приеме на 100 мест», который характеризует соотношение численности подавших заявления и численности, принятых на обучение (выдержавших экзамены).

Выпуск из учреждения профессионального образования – численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебных заведениях и получивших соответствующее образование (специальность). Лицам, окончившим учреждения среднего и высшего профессионального образования, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного образца.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования – учреждение, реализующее образовательные программы среднего профессионального образования. К учреждениям среднего профессионального образования относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение). Учреждения среднего профессионального образования могут иметь филиалы, учебно-консультативные пункты, отделения, подготовительные курсы и другие структурные подразделения.

Негосударственное учреждение профессионального образования – учебное заведение, которое не находится в ведении какого-либо государственного органа, независимо от того, финансируется оно такими органами или нет (может получать и не получать финансовую поддержку от государственных органов), получившее лицензию Министерства образования Российской Федерации.

Сбор и разработка информации по группам специальностей, областям знаний (наук), специальностям среднего и высшего профессионального образования, направлениям подготовки (в высшем образовании) осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию.

Учреждения дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого есть развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети в возрасте от 6 до 18 лет.

Детские оздоровительные учреждения (лагеря) – внешкольные учреждения для учащихся в возрасте от 6 до 14 лет. Размещаются за городом, организуются на стационарной базе, а также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев, туристских учреждений, школ, других приспособленных помещениях и в палатках. Могут быть организованы профильные отряды, смены, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.

К числу общедоступных (публичных) библиотек отнесены библиотеки, имеющие
универсальные библиотечные фонды и удовлетворяющие массовые запросы населения на литературу.